Ella Fitzgerald
Вкратце о ней.
Элла Джейн Фицджеральд (англ. Ella Jane Fitzgerald; 25 апреля 1917, Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния, США — 15 июня 1996, Беверли Хиллз, Калифорния, США) — американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации — пение скэтом (англ. Scat singing).
Обладательница тринадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.).
Ее вокал по праву считается самым изящным во всей истории джаза, хотя многие могут поставить на высшую ступень также Sarah Vaughan или Bilfie Holiday. Наделенная природой великолепным голосом с широким диапазоном, Элла могла перепеть кого угодно. Она была непревзойденной скат-певицей и обладала практически идеальной элоквенцией. Люди всегда понимали, что именно она поет, каждое ее слово.
Единственным ее постоянным недостатком (к слову, немного курьезным), был о то, что Элла была крайне жизнерадостной и не могла петь слишком лирически, как того требовал текст песни. Даже в композиции Love For Sale она звучала весело и счастливо. Как бы то ни было, если оценивать ее карьеру целиком, то певиц такого класа больше попросту не было, В начале своего творческого пути Элла Фитцджеральд никогда не отличалась жестким голосом, который был присущ Billie Holiday. Из-за сильной нищеты в определенный момент Элла осталась по-настоящему бездомной. В пении наступил большой перерыв. В 1934 она выступает в Аполло театре, в Гарлеме, где побеждает в любительском конкурсе с песней Judy, которую она исполнила в стиле своего идола ~ певицы Солпее Boswell.
После непродолжительной работы с Tiny Bradshaw, Benny Carter (посетивший Аполло) представил Эллу вниманию музыканта по имени Chick Webb. Его не очень впечатлила внешность девушки, и он с неохотой предложил 17-летней Элле попеть в клубе с его оркестром. Испытание было пройдено успешно, и известный барабанщик очень быстро понял, что она обладает серьезным коммерческим потенциалом. Начиная с 1935 записывалась с Webb's Orchestra. С 1937 большая половина песен группы исполнялась с ее участием. В 1938 они записали хит A-Tisket, A-Tasket, а чуть позже популярнейшую песню Undecided. В это время Элла представляла собой поп-свинговую певицу, сильную в балладах, с необыкновенно юным голосом. Ее голос уже набрал должную силу, но до импровизаций и ската она еще не дошла. Эти таланты проявились позднее.
16 июня 1939 Chick Webb скончался. По всеобщему решению Элле пришлось возглавить оркестр, и это несмотря на то, что до этого она мало занималась репертуаром и наймом и увольнением музыкантов. Ей удалось удержать популярность, и когда в 1941 она распустила группу, то не составило большого труда начать сольную карьеру. Она начала выступать и сотрудничать с Ink Spots, Louis Jordan и Delta Rhythm Boys, затем с 1.946 вместе с Norman Granz's Jazz at the Philharmonic. Granz стал ее менеджером, но для того, чтобы переманить певицу на собственный лейбл, ему понадобилось около 10 лет. За это время в пении Эллы случились большие изменения. Во время тура с биг-бзндом Dizzy Gillespie она освоила бибоп и в ее манере пения появились моменты нового стиля.
В то же самое время она начала использовать скат-пение в своих сетах. Записи 1945-47 Lady Be Good, How High the Moon и Flying Home стали очень популярными и в результате быстро сделали Эллу одной из лучших джазовых певиц. В 1948-52, после свадьбы с басистом Ray Brown, Элла начинает выступать вместе с трио своего мужа. Кроме того, в 1950 и 1954 она записала несколько пластинок в дуэте с Ellis Larkins, где спела в своей манере песни Джорджа Гершвина. После участия в фильме Pete Kelly's Blues в 1955 Элла подписала контракт с лейблом Verve и последующие несколько лет издала серию альбомов под общим названием Songbooks, где исполняла песни того же Гершвина, а также Cole Porter, Rodgers and Hart, Duke Ellington, Harold Arlen, Jerome Kern и Johnny Mercer.
Тем не менее, за исключением перепевок Эллингтона, этот проект нельзя назвать главным джазовым проектом Эллы Фитцджеральд. Зато этот пре-стижный проект сделал певицу очень популярной. В пик своей карьеры, в 60-х, Элла записала в Берлине живую пластинку Mack the Knife, очень веселый альбом, во время записи которого она полностью забыла слова и придумывала на ходу собственные. Этот альбом впоследствии стал классикой. Записи Эллы для лейблов Capitol и Reprise, выпущенные в 1967-70, были более низкого уровня. В этот период она пыталась привнести в свой репертуар популярные песни (вроде Sunny и I Heard It Through the Grapevine), но звучала откровенно незамысловато. Далее спада карьеры не последовало, потому как Norman Granz решил создать новый лейбл и подписать на нем Эллу. Фирма назвалась Pablo. Начиная с концерта в Санта-Монике в 1972 (с невероятной версией С Jam Blues) Элла Фитцджеральд стала считаться достоянием джаза и выступала, к примеру, с Count Basie, Oscar Peterson и Joe Pass.
По прошествии 70-х голос Эллы стал заметно увядать, и в 80-х карьера певицы подошла к закату, да и возраст, естественно, давал о себе знать. Проблемы со зрением и сердцем временами заставляли надолго забывать Эллу о музыке, но ее редкие выступления всегда отличались великолепным чувством свинга и неизменной радостью в голосе. В1994 Элла Фитцджеральд окончательно ушла на пенсию, а через два года скончалась, но по сей день ее имя остается слишком хорошо известным. Большое количество сделанных ею записей было переиздано на компакт-дисках.
Биография
Была воспитана матерью-одиночкой в штате Нью-Йорк. В 17 лет дебютировала на сцене нью-йоркского театра Аполло. До 1942 года выступала преимущественно в составе бигбэндов (в том числе Каунта Бэйси). В конце 1950-х записала практически все песни классического американского репертуара — несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев Гершвинов (Айра заявил, что именно она раскрыла ему подлинную глубину его песен), Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина. Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом (особенно известен их дуэт на «Summertime» Гершвинов).
«Первая леди песни» продолжала выступать до конца 1980-х, хотя выбор песен зачастую оставлял желать лучшего. В 1993 г. у Эллы Фитцджералд были ампутированы обе ноги, она практически ослепла. Когда она умерла три года спустя, президент Билл Клинтон выступил со специальным заявлением: «Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны».
Дискография:
[spoiler]Decca (1934-1955)
1950
Pure Ella (originally Ella Sings Gershwin)
Souvenir Album
1954
Lullabies of Birdland
Songs in a Mellow Mood
1955
For Sentimental Reasons
Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax
Sweet and Hot
The First Lady of Song
Song's from "Pete Kelly's Blues"
Verve (1956-1966)
1956
Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
Ella and Louis (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook
1957
Ella and Louis Again (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (with Duke Ellington) – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella at the Opera House (Live)
Like Someone in Love
Porgy and Bess (with Louis Armstrong)
1958
Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport (Live) (Reissued with tracks featuring Carmen McRae in 2001)
Ella Swings Lightly – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella in Rome: The Birthday Concert (Live) (Released in 1988)
1959
Get Happy!
Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
1960
Ella in Berlin: Mack the Knife (Live) – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Wishes You a Swinging Christmas
Hello, Love
Sings Songs from Let No Man Write My Epitaph (Available on CD as The Intimate Ella)
1961
Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
Ella in Hollywood (Live)
Clap Hands, Here Comes Charlie!
Ella Returns to Berlin (Live) (Released in 1991)
1962
Rhythm Is My Business
Ella Swings Brightly with Nelson – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Swings Gently with Nelson
1963
Ella Sings Broadway
Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
Ella and Basie! (with Count Basie)
These Are the Blues
1964
Hello, Dolly!
Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
Ella at Juan-Les-Pins (Live)
1965
Ella at Duke's Place (with Duke Ellington)
Ella in Hamburg (Live)
1966
Whisper Not
Ella and Duke at the Cote D'Azur (Live) (with Duke Ellington)
1969
Sunshine of your Love (Live)
Capitol (1967-1968)
1967
Brighten the Corner
Ella Fitzgerald's Christmas
1968
30 by Ella
Misty Blue
Reprise (1969-1970)
1969
Ella
1970
Things Ain't What They Used to Be
Atlantic (1972)
1972
Ella Loves Cole (Released on the Pablo label as Dream Dancing)
Columbia (1972)
1973
Newport Jazz Festival: Live at Carnegie Hall (Live)
Pablo (1970-1989)
1966
The Stockholm Concert, 1966 (Live) (with Duke Ellington)
1970
Ella in Budapest, Hungary (Live)
1971
Ella A Nice (Live)
1972
Jazz at Santa Monica Civic '72 (Live)
1973
Take Love Easy (with Joe Pass)
1974
Fine and Mellow (Released in 1979) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
Ella in London (Live)
1975
Ella and Oscar (with Oscar Peterson)
Montreux '75 (Live)
1976
Fitzgerald and Pass... Again (with Joe Pass) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
1977
Montreux '77 (Live)
1978
Lady Time
Dream Dancing (First released on the Atlantic label as Ella Loves Cole)
1979
Digital III at Montreux (Live) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
A Classy Pair (with Count Basie)
A Perfect Match (Live) (with Count Basie) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
1981
Ella Abraça Jobim
1982
The Best Is Yet to Come – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
1983
Speak Love (with Joe Pass)
Nice Work If You Can Get It (with André Previn)
1986
Easy Living (with Joe Pass)
1989
All That Jazz – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
Notable guest appearances
1955
Songs from "Pete Kelly's Blues"
1957
One o'Clock Jump (with Count Basie and Joe Williams)
1989
Back on the Block (Qwest Records)
Boxed sets and collections
1994
The Complete Ella Fitzgerald Songbooks
1997
The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong on Verve [/spoiler]
*По запросу могу залить полную дискографию на народ.
Фотографии
[spoiler]
[/spoiler]