
В ближайшие годы объём рынка должен возрасти
Портал «Известия» опросил экспертов о рекордно возросшей популярности компьютерных клубов в России. По данным Ассоциации развития киберспортивной инфраструктуры, по итогам 2024 года объём рынка вырос на 13%, достигнув 26 млрд рублей. Такими же данными ранее делились источники «Коммерсанта».
Число площадок неуклонно растёт: в Москве их количество увеличилось на 17% по сравнению с 2023-м, а Санкт-Петербурге — на 23%. Выросло и количество компаний, занятых в отрасли: в январе 2024-го в ней числилось 153 компании, а в феврале 2025-го — уже 461, что ровно в три раза больше.

Популярность киберклубов объясняют доступом к мощным устройствам, которые не все могут себе позволить.
Домашний ПК стоимостью 100–150 тыс. рублей не может сравниться с топовыми конфигурациями клубов, где используются видеокарты RTX 4090.
Василий Овчинников, глава Организации развития видеоигровой индустрии
Даже если молодые люди не могут позволить купить мощный компьютер сами, им бывает трудно уговорить на это и родителей. Так происходит не в последнюю очередь потому, что те считают смартфоны достаточным средством развлечения. К тому же с компьютерами приходит много шума: в онлайн-играх не обойтись без живого общения, что может мешать домочадцам геймера.
Родители считают, что этим они закрывают потребности своего ребенка в развлечениях. Уговорить родителей на покупку полноценного игрового ПК стало сложно. Плюс онлайн-игры предполагают голосовое общение, что в современных квартирах-маломерках почти невозможно. Поэтому компьютерные клубы стали снова актуальны. Там есть современное железо, можно шуметь и общаться голосом.
Александр Шишенин, руководитель компании «ДжейДжой»

Глава комитета иммерсивных технологий АРПП «Отечественный софт» Дмитрий Александров выделяет ещё две причины. Во-первых, в России на 9% упал спрос на электронику, а импорт снизился сразу на 15-30%. В качестве альтернативы геймеры выбирают клубы. Во-вторых, подобные LAN-посиделки вызывают ностальгию по 2000-м.
Наконец, менеджер практики государственных и социальных инициатив «Рексофт Консалтинг» Сергей Тиньгаев уверен, что свою роль играет и растущая популярность киберспорта. Клубы отлично позволяют передать соревновательную атмосферу, особенно с учётом профессионального оборудования и локальных турниров.
Несмотря на рост отрасли Россия пока отстаёт от других стран по соотношению компьютерных клубов и населения. По словам экспертов, в Казахстане приходится 13 тыс. человек на одно заведение, во Вьетнаме — 22 тыс., а в РФ — 42 тыс. По прогнозам, в ближайшие 3-5 лет расклад может улучшиться, и объём рынка вырастет на 30-40%.
Источник
|