В первом квартале 2023 года продажи ноутбуков в штуках в России сократились почти на четверть, а спрос на персональные компьютеры снизился на 6 % год к году. В денежном выражении оба сегмента просели более чем на 30 %. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ретейлеров.
Источник изображения: Lenovo
По данным ретейлера Holodilnik.ru, продажи ноутбуков в стране в первом квартале сократились на 20 % до 812 тыс. устройств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В деньгах продажи сократились на 33 % до 45,5 млрд рублей. Больше всего снизились продажи устройств ушедших из России производителей, таких как HP (снижение продаж на 74 %), Acer (на 62 %), Dell (на 75 %), Apple (на 34 %) и др. Наибольший рост продемонстрировала продукция китайских производителей, таких как Haier (рост на 23 %), ThundeRobot (более 100 %), Chuwi (более 100 %), а также тайваньской Gigabyte (42 %).
Что касается настольных компьютеров, то, по данным ретейлера, падение продаж в штуках год к году составило 6 % в первом квартале (продано 278 тыс. устройств). В денежном выражении этот сегмент рынка упал на 31 % до 12,1 млрд рублей. Больше всего сократились продажи компьютеров Lenovo, HP и Depo. Самый высокий рост продаж у российского бренда iRU, сумевшего нарастить долю в штучном выражении до 20 % (годом ранее 15 %). В «F+ tech-Марвел» подтвердили улучшение позиций российских брендов в сегменте компьютеров. Помимо iRU, отмечается рост продаж устройств Ardor Gaming и Rombica.
Падение рынка является следствием ажиотажного спроса на электронику, который фиксировался в первой половине прошлого года. Уже осенью спрос начал постепенно снижаться. Также отмечается, что россияне стали больше покупать устройства низкого ценового сегмента. К примеру, спрос на ПК дешевле 18 тыс. рублей за год подскочил на 84 %, а востребованность устройств стоимостью до 25 тыс. рублей выросла на 73 % за аналогичный период. При этом отмечается снижение спроса на компьютеры стоимостью от 50 до 150 тыс. рублей (на 33 %), а также дороже 150 тыс. рублей (на 77 %). По данным Holodilnik.ru, аналогичная ситуация наблюдается в сегменте ноутбуков: наибольшей популярностью в отчётном периоде пользовались устройства стоимостью 17–20 тыс. рублей.
В «М.Видео-Эльдорадо» сообщили, что в первом квартале доля российских ноутбуков в продажах выросла почти вдвое. Такой динамике способствовало расширение ассортимента в базовом сегменте до 25 тыс. рублей. Кроме того, с конца прошлого года на рынке доступны устройства среднего сегмента стоимостью 25–50 тыс. рублей. Представитель компании сообщил, что в настоящее время в магазинах и на онлайн-площадках можно приобрести около 40 моделей ноутбуков российских брендов, в том числе Irbis, F+ и Prestigio. При этом в «М.Видео-Эльдорадо» отметили, что наиболее активный рост наблюдается у китайских производителей.
По данным «Ситилинка», рынок компьютеров и ноутбуков в штуках в первом квартале снизился на 30–35 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также отмечается рост спроса на компьютеры российских брендов и китайские ноутбуки.